Тахия Кариока (1920-1999)

Эту египетскую танцовщицу и кинозвезду, блиставшую на телевидении в течение всего 20 столетия, часто называют "Мерилин Монро арабского мира". Но история ее долгой и плодотворной жизни в миру и творчестве больше напоминает биографию другой голливудской актрисы - блистательной Мэй Уэст.

Мария Крижановская

Тахия Кариока

В 12 лет Абла Мохаммед Карим поссорилась с отцом и сбежала из дома, Она села на поезд и уехала из Исмаила в Каир. В 31 год она уже была Тахией Кариокой - легендой танцевальной сцены. Тахия прожила 79 лет, сменила 14 мужей, 101 день просидела в тюрьме за политическую деятельность, снялась в более чем 300 фильмах и влепила одну публичную пощечину королю Египта Фаруху, имевшему шалость уронить кусочек льда ей за платье. Когда ее хоронили, процессию возглавлял министр культуры Египта Фарух Хосни.

Подобно Мэй Уэст, Тахия Кариока была удивительно трудолюбивым, разносторонне одаренным и удачливым в своих начинаниях человеком. Сделав танцевальную карьеру в легендарном кабаре Бадии Мансабни в 30х годах, она стала, как и многие другие танцовщицы, эпизодически появляться в кино. Улица Мохаммеда Али, где располагалось заведение мадам Бадии, было в 30-40е годы египетским аналогом Бродвея и так же служило для танцовщиц трамплином в мир кинематографа. Но, в отличие от большинства коллег, Тахия обладала настоящим актерским талантом и к середине 40х годов стала признанной кинозвездой. Лучшими фильмами Тахии считаются "Ла Бат Сит" (Игра для леди), "Шабаб Ирма" (Женская клятва), "Ом эль Арусса" (Мама невесты) и "Самара".

Только в период с 1935 по 1950 год Тахия Кариока снялась в 200 кинокартинах. В 50х уже она считалась классическим образцом "роковой женщины" кинематографа, в 60х доросла до уровня мэтра сцены, набрала вес, стала сниматься в возрастных ролях и оставила танцы. Тахия стала руководительницей собственного театра в Каире, продюсером и драматургом, и вела активную творческую деятельность вплоть до конца 80х годов, после чего она совершила паломничество в Мекку и скрыла лицо под покрывалом. Последние 13 лет жизни знаменитость провела вдали от общественной жизни, что также достойно восхищения. Многие восточные актрисы и танцовщицы заявляют, что закрывают лицо навсегда, потом снова открывают, выступают, появляются в телеэфире. Импульсивные и непоследовательные существа!

Тахия же и в жизни воплощала собой тот решительный и неукротимый характер, который демонстрировала в искусстве, на сцене и в кино. Это позволило ей выжить и добиться успеха в условиях суровой конкуренции времен возрождения танцевального Египта, где одной красоты и бесспорного таланта было бы недостаточно для победы. Серьезной соперницей для Тахии Кариоки была несравненная Самия Гамаль, и они боролись на глазах публики в течение 40х годов так же яростно, как в 30х - Бадия Мансабни и Биба Аз эль Динн, в 60х - Наджва Фуад и Сухер Заки, а совсем недавно, в 90х - Фифи Абду и Люси. Война между Тахией и Самией шла не только на профессиональном, но и на личном фронте. Танцевальную славу-то они поделили пополам, вот только красавец-актер Рашди Абаза достался сначала Тахии. Он стал одним из ее четырнадцати мужей (одним из самых любимых).

Среди других мужей Тахии были известный певец и успешный драматург. А однажды Тахия вышла замуж за американского офицера, обратившегося в ислам, и уехала с ним в США. Это замужество не продлилось слишком долго, поскольку звезда востока так и не смогла прижиться в чуждой культуре и очень скучала по Египту. А может быть, она просто поссорилась с очередным супругом. Причиной неуживчивости с мужчинами, возможно, был не только непростой нрав творческой личности, но и наследственность - отец Тахии был женат семь раз, дочка лишь следовала по его стопам и удвоила результат.

Пишут, впрочем, что при всей жесткости характера она была замечательно светской и утонченной женщиной - прекрасно владела французским и английским языками, мастерством изящного флирта и остроумной беседы, была образцом стиля и безупречных манер. Я сожалею, что непереведенные арабские источники мне недоступны, поскольку подозреваю, что также, как и ее аналог - голливудская трудяга, актриса театра и кино, драматург, писательница и роковая женщина Мэй Уэст, Тахия была источником разных афоризмов и крылатых фраз. Впрочем, нам остались записи ее танцев. Доступные каждому обладателю хорошего доступа в Интернет здесь и здесь, они, конечно, говорят красноречивее любых слов.

Главной заслугой и находкой Тахии называют реформирование восточного танца путем смешения стилей. Сочетание балади, традиционной женской формы восточного танца, со танцевальным стилем кабаре начала 20 века породило новый словарь движений рук и бедер, который стал базовым для сценического ориенталя на десятилетия. Ясная техника движений, немыслимая интенсивность танца и неистовая хореография отличали стиль Тахии Кариоки.

Она смело вносила в танец и музыку новые элементы. Одному из них она обязана своим прозвищем. Тахия была очарована бразильскими ритмами кариоки - модифицированной версии самбы, получившей популярность в мире после 1933 года, когда Фред Астер и Джинджер Роджерс исполнили ее в фильме "Полет в Рио". Танцовщица попросила своего таблиста Заки включить похожие мотивы в ее шоу. С этих пор она получила имя Тахия Кариока, а ее перкуссионист - Заки Кариока.

Тахия передала свое имя и особому психологическому явлению, которое называется "комплекс Тахии Кариоки". На него ссылаются арабские источники. Что это за комплекс? Насколько я поняла, это отчаянное стремление совершить невозможное: добиться блестящего успеха и на сцене, и в кино, и в других видах творчества одновременно. Стремление, присущее многим амбициозным девушкам, но дополнительно отравленное тем, что пример осуществления несбыточной мечты есть, и превзойти его трудно.



Транскрипции и переводы арабских песен
Популярный арабско-русский словарь
Статьи сети
Обзоры кассет с шоу-программой
Обзоры учебных видеокассет






Последние сообщения








Размещение рекламы
© www.bellydance.ru. перепечатка только с разрешения администраторов
Есть вопросы? Пишите!   


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100