Цимбалы (сагаты) для базовых ритмов

Теперь, когда мы знаем базовые ритмы арабской музыки, мы можем попытаться аккомпанировать ей самостоятельно в танце. Многие видели, что профессиональные танцовщицы часто используют цимбалы или сагаты - маленькие металлические литавры, надевающиеся на большой и средний палец каждой руки. Если танцовщица плохо владеет цимбалами, бывает, что весь танец сопровождают так называемые "триады" или "галоп", и это утомляет слушателя (звук цимбал довольно резкий), поэтому разрешите предложить вам почитать небольшую статью о том, как научиться использовать различные схемы для наиболее распространенных ритмов арабской музыки.

С чего начать

Цимбалы выглядят примерно так, как на этой фотографии. В комплекте их должно быть две пары. Эти цимбалы хорошего качества, имеют две прорези для эластичной ленты, что не позволяет цимбалам болтаться и дает вам возможность лучше контролировать ваши действия. К сожалению, в Москве, да и наверно, в России, такие цимбалы приобрести очень трудно. Как правило, к нам попадают цимбалы из Турции и Египта, большей частью декоративные, чем профессиональные. Хотя, честно говоря, какие бы цимбалы вам не попались, тренироваться все равно можно :)

После того, как Вы приобрели цимбалы, подгоните эластичную ленту по своим пальцам. Лучше использовать именно плоскую бельевую резинку, а не резинку-шнурок, потому что цимбалы будут плотнее держаться. Резинка должна быть достаточно тугой, чтобы цимбалы не свалились с ваших рук случайно, и достаточно свободной, чтобы Ваши пальцы не онемели.

Чтобы ваши домашние не сошли с ума во время ваших тренировок, следует позаботиться о приглушении звука. Это достигается довольно простым способом - отрежьте резинки от детских носочков (или возьмите что-либо подобное) и наденьте на одну из тарелочек каждой пары.

Приступим к занятиям

Прежде всего следует договориться об условных обозначениях. Условные обозначения для базовых ритмов и размерности остнаутся такими же, как и в статье про базовые ритмы. Для цимбал существуют, пожалуй три основных вида ударов: открытый, глухой и краешками. Открытый удар - цимбалы быстро ударяются друг об друга и рука раскрывается, позволяя цимбалам свободно звучать. Глухой - цимбалы остаются сомкнутами, звук быстро гаснет, получается не звон, а лязганье или клацанье. Краешками - цимбалы на больших пальцах ставятся вертикально, цимбалы на средних пальцах слегка прижимаются указательным и безымянным и краешком верхней (расположенной горизонтально) цимбалы начинаем удараять краешек цимбалы на большом пальце.

Введем специальные обозначения:

L - акцентированный удар левой рукой (DUM)

l - неакцетированный удар левой рукой (tek или ka)

R - акцентированный удар правой рукой (DUM)

r - неакцетированный удар правой рукой (tek или ka)

S - акцетированный удар двумя руками вместе (SLAP)

Обозначения введены английскими буквами, чтобы Вам было проще сопоставить эту информацию с той, которую Вы можете найти в Сети или на кассетах.

"Триады" или "галоп"

Триады - это базовая схема работы цимбалами. Она немного отличается для правшей или левшей. Вы должны попробовать оба варианта, потом выбрать для себя наиболее приемлемый и в дальнейшем придерживаться схем "правши" или схем "левши".

Триады

rlR rlR rlR rlR - стандартная или для "правши"
(читается tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM)

lrL lrL lrL lrL - для "левши"
(в дальнейшем синим цветом, читается также как и для правшей)

Вы уже определили, какая схема для Вас более удобна? Двигаемся дальше.

Базовые ритмы

балади 4/4

(начало отсчета смещено за такт - получается что мы считаем
"та-та-РАЗ-та-та-ДВА-та-та-ТРИ-та-та-ЧЕТЫРЕ")

-+-1-+-2-+-3-+-4| 
-__D-D-__T-D-__T|   базовый

 rlR R rlr R rlr   копия ритма (tekaDUM DUM tekatek DUM tekatek)
 rlR rlR rlR rlR   триады (tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM)
 rlR     rlR       триады с паузами (tekaDUM пауза tekaDUM пауза)
   Rrlr    Rrlr    (DUM tekatek DUM tekatek)     
   rlrlrlrlR rlr   (teka teka teka teka DUM tekatek)
lr Rlr Rlr Rlr R   (DUMkatek DUMkatek DUMkatek DUMkatek)


 lrL L lrl L lrl
 lrL lrL lrL lrL
 lrL     lrL    
   Llrl    Llrl 
   lrlrlrlrL lrl
rl Lrl Lrl Lrl L
 

максум 4/4

-+-1-+-2-+-3-+-4|
-__D-T-__T-D-__T|   базовый

 rlR rlR rlR rlR    (tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM)
 rlR rlrlr R rlr    (tekaDUM tekatekatek DUM tekatek)
 rlR S  S  R rlr    (tekaDUM SLAP SLAP DUM tekatek)
 rlR rlrlrlR rlR    (tekaDUM tekatekatekaDUM tekatek)
 

 lrL lrL lrL lrL
 lrL lrlrl L lrl
 lrL S  S  L lrl
 lrL lrlrlrL lrL
 
 

чифтетели 8/4

-+-1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8|
___D---__T---__T---D---D---T---_|   базовый

 rlR rlR rlR rlR rlR rlR rlR rlR
(tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM)

 rlrlrlR rlrlrlR rlR rlR rlR 
(tekatekatekaDUM tekatekatekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM)

 rlR rlR rlR rlR rlrlrlrlrlR 
(tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekatekatekatekatekaDUM )


 lrL lrL lrL lrL lrL lrL lrL lrL
 lrlrlrL lrlrlrL lrL lrL lrL 
 lrL lrL lrL lrL lrlrlrlrlrL 
 

масмуди 8/4

-+-1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8|
---D---D---____T---D---____T---T|   базовый

 rlR rlR rlR rlR rlR rlR rlR rlR
(tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM)

 rlR rlR rlR rlR rlR rlrlR rlrlR
(tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekaDUM tekatekaDUM tekatekaDUM)

 rlrlrlR rlrlrlR rlrlrlR rlrlrlR
(tekatekatekaDUM tekatekatekaDUM tekatekatekaDUM tekatekatekaDUM)

 rlR R rlr R rlr rlR R rlr R rlr
(tekaDUM DUM tekatek DUM tekatek tekaDUM DUM tekatekm DUM tekatek)



 lrL lrL lrL lrL lrL lrL lrL lrL
 lrL lrL lrL lrL lrL lrlrL lrlrL
 lrlrlrL lrlrlrL lrlrlrL lrlrlrL
 lrL L lrl L lrl lrL L lrl L lrl
 

Все, что написано выше, не столько жесткие рекомендации, сколько попытка показать различные возможности при работе с цимбалами. Поскольку каждую схему можно поделить на половинки, а половинки, в свою очередь, скомбинировать в разных сочетаниях, вариантов получается значительно больше. Так что пробуйте, экспериментируйте, комбинируйте разные схемы, и не увлекайтесь постоянным клацаньем :) В дальнейшем мы поместим здесь еще схемы для ритма "дарж" (6/8) и "карсилама" (9/8).

Для подхода немного с другой стороны к проблеме схем для цимбал я рекомендую прочитать статьи Belly Dance: Finger Cymbals For 4/4 Music и Belly Dance: Finger Cymbals For Karsilama. Обе статьи на английском языке и находятся на сайте The Art of Middle Eastern Dance (by Shira)



Обзоры учебных видеокассет
Обзоры видеокассет c шоу-программой




Последние сообщения




Размещение рекламы
© www.bellydance.ru. перепечатка только с разрешения администраторов
Есть вопросы? Пишите!   


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100