Новый взгляд на церемонию Зар

Автор статьи Meh'ira (The Joyful Dancer)
перевод, кажется, Марии Крижановской, но если нет - признайтесь - чей :)

Часть 1. История Зара

Несмотря на то, что Зар - трансовый ритуал, существующий в Северной Африке и Среднем Востоке, запрещен официальным исламом, он продолжает являться неотъемлемой частью этих культур. После того, как я узнала много нового о ритуале Зар, мне захотелось еще раз рассмотреть это явление.

Зар лучше всего называть "целительским культом", в котором используются танцы под ритм ударных. Он также является способом для передачи знаний и своего рода благотворительным обществом для женщин, живущих в этих патриархальных культурах. Большинство лидеров течения Зар - женщины, как и большая часть его последователей. Многие, кому доводилось писать об этом явлении, отмечают, что большая часть духов, являющихся во время ритуала - мужского рода, в то время как одержимые этими духами главным образом женщины. Это не означает, что мужчины не вовлечены в церемонию - они могут быть исполнителями на ударных, совершать ритуальные жертвоприношения животных, или же сами могут являться мужьями или родственниками, которые требуются для того, чтобы осуществлять жертвоприношения. Вообще, достойно сожаления, что в тех местах, где Зар существует более открыто, наблюдается тенденция вовлечения все большего количества мужчин в церемонию, а также все больше мужчин становятся лидерами Зара.

Как замечает Сьюзан Кеньон (Susan Kenyon), культ Зар набирает большую силу в республике Судан, и существенно возросли требования, предъявляемые к членам культа. Она объясняет это низким уровнем жизни в стране, что вынуждает мужчин искать заработок за ее пределами, в то время как женщины несут на себе всю тяжесть ведения домашнего хозяйства, испытывая при этом все виды стрессов.

В Судане ритуал Зар вполне оформился как явление к 1820 году. В 1983 он был запрещен законами шариата, но это только послужило толчком к его скорейшему распространению, как и все запретное. Этот ритуал дает женщинам неоценимую возможность сбросить с себя все напряжение, возникающее у женщины в обществе с жестким патриархальным укладом. Сама религия ислама вполне официально признает существование духов, которые, как известно, зовутся джинами. Повторно Зар был объявлен вне закона в 1992 году, но в стране по-прежнему раздаются звуки церемониальных барабанов, как считает Кеньон, не без поддержки жен влиятельных мужей страны.

Как явление духоодержимости, Зар - феномен, передающийся по наследству, хотя и не всегда. Он также обладает своего рода "заразностью", и может проявиться в любое время. Уроженец Сомали Дирие Абдуллахи (Diriye Abdullahi), говорит, что Зар - это танец духов, или религиозный экстаз - оставшийся в наследство от древних африканских культов, разновидность Вуду. Пантеон древних африканских божеств воглавлялся двумя лицами - Азузар (мужское божество,которое ассоциируется с Озирисом) и Ауситу (женское божество, известное на Западе под именем Изиды). Ауситу (в Сомали - Айситу) по-прежнему чествуется беременными женщинами, которые приносят ей жертвоприношения, чтобы она благословила их роды. Дирие рассказывает, что это поклонение имеет форму ритуального танца, который происходит под наблюдением женщин, особенно престарелых. Это перекликается с древними африканскими религиозными практиками, где старые женщины являлись жрицами. Он утверждает, что молодые, особенно незамужние женщины, "не представляют большой ценности для духов Зара, которые по собственной воле выбирают себе человека, чтобы вселиться в него".

Дирие не считает, что принимая участие в ритуалах Зар, даже без проявлений духоодержимости, люди совершают святотатство. Он добавляет, что в Египте эти ритуальные танцы исполнялись главными образом людьми из южных селений, которые были наилучшим образом защищены от набегов захватчиков из Греции, Рима и Среднего Востока, которые вылились в захват страны арабами-мусульманами. Он также сообщает, что наибольшая часть практикующих этот ритуал живет ныне в Сомали, Эфиопии и Судане, тех местах, которые еще хранят традиции, исчезнувшие в Египте. Сегодня ритуал Зар практикуется как целительская церемония и средство для расслабления находящихся в состоянии стресса людей. Ритуальные жертвоприношения животных могут являться частью церемонии, но это не обязательно так.

Часть 2. Что такое ритуал Зар.

"Каждая из женщин двигается под ритм барабанов…Движения больной женщины становятся все быстрее и интенсивнее, ее глаза полузакрыты, кажется, что она совершенно забыла о том, что ее окружает, полностью отдавшись танцу. Ее движения проистекают из самой глубины ее существа, от торса к конечностям, набирая силу и скорость по мере того, как она описывает полный круг вокруг алтаря к тому месту, где находятся помогающие ей люди…до тех пор, пока она внезапно не вскидывает руки вверх и почти готова упасть навзничь, но кодия помогает ей безопасно приземлиться… " (Из описания египетской церемонии Зар).

"Распутные танцы в облаке дыма, под звуки барабанной дроби, сопровождающиеся отрыжкой и икотой, питьем крови и алкоголя, с переодеванием в мужскую одежду, публичные угрозы мечом в адрес мужчин, громкие разговоры без соблюдения всяческих приличий, - все это с трудом вписывается в моральный код поведения женщин народа хофрияти, однако в контексте ритуала Зар является вполне общепринятым и допустимым".

Действие, происходящее во время церемонии Зар, быстро завладевает воображением, однако необходимо помнить, что ритуал действует только в контексте своего культурного окружения, с весьма специфическими требованиями. Существуя как культ, Зар имеет своих лидеров, и члены группы обязаны посещать собрания регулярно. Это могут быть как открытые, так и приватные собрания, в последних принимают участие только члены одной семьи.

Лидера группы называют "кодия" в Египте, "шейха" или "умия" в Северном Судане, в зависимости от региона. Сама женщина -лидер является одержимой. Она находится в определенном союзе со своим духом, или джинном, и поэтому способна помогать другим. Фактор наследственности играет здесь важную роль: лидерство часто передается от матери к дочери, или через других женщин семьи. Мужчины не могут получить лидерство по наследству, однако они могут заявить о своем намерении стать лидером "по призванию". По описанию Эрики Бургиньон (Erica Bourguignon), в районе Голубого Нила в церемониях Зара упоминается некий "ящик", или "аль-ильба", большой кованый сундук, в котором кодия хранит ритуальные принадлежности и символы своего знания. Не существует двух одинаковых ящиков, поскольку каждая женщина-лидер наследует свой от того, кто передал ей свои знания.

В Египте ритуал Зар обычно происходит в большой комнате с алтарем. И в какой бы стране не исполнялся этот ритуал, важно, чтобы он происходил в особом освященном помещении, отделенном от прочих помещений дома. Иногда это отдельная комната в доме, иногда для этой цели снимают целый дом. В Египте алтарь представляет собой круглый поднос, помещенный на высокий столик в центре комнаты. Он покрыт белым платком и наполнен высушенными фруктами и орехами. Кодия с музыкантами занимает одну сторону комнаты, участники церемонии располагаются на оставшемся пространстве. От гостей ожидаются денежные приношения в зависимости от их состояния и общественного положения. Так что организация церемонии может приносить немалый доход, однако помимо того подразумевается, что к лидеру женщины могут обращаться за помощью во время нужды, поэтому это еще и своего рода благотворительное общество, члены которого взаимно помогают друг другу.

Та женщина, ради исцеления которой устраивается церемония, одевается в белое, часто это мужская одежда вроде рубашки, называемая джалабийя. Ее руки и тело украшаются узорами, нанесенными с помощью хны, а глаза обведены черным. Она также может быть умащена благовониями, также как и гости. Дурие Абдуллахи говорит, что благовония (в особенности ладан) являются самыми распространенным приношениями духам Зара. Перед началом церемонии среди гостей проносится кадильница с ароматами, чтобы присутствующие могли очистить свои тела через вдыхание дыма.

Кодия должна быть хорошей певицей, знающей песнопения и ритмы для каждого духа. По мере того, как она распевает песню для определенного духа и следит за обратной реакцией, она может определить, какой конкретно дух явился ей и как с ним нужно обращаться. При этом используются следующие музыкальные инструменты: тар, разновидность тамбурина, и табла. Число помощников варьируется от трех до семи и обеспечивает ритмическую поддержку. В течение церемонии вызываются различные духи, путем исполнения особого ритма на ударных. Кодия также дает тем, в кого должен вселиться дух особые костюмы, предназначенные для привлечения духа.

Если в церемонии используются жертвоприношения, это может быть курица, голубь, овца, иногда даже верблюд, если женщина может себе это позволить. В любом случае, предложение духу пищи является необходимой частью ритуала. Духи в Эфиопии, как говорят, очень любят кофе. В немусульманских странах духи могут требовать алкогольные напитки, в то время как духи женского рода могут требовать сладкие безалкогольные напитки вроде колы. В тех районах Судана, где животные жертвоприношения считаются необходимыми, окончательное исцеление пациента не может наступить до тех пор, пока вся жертвенная пища не будет съедено на заключительной церемонии. Это главным образом мясо, хлеб, рис и похлебка с добавлением пряностей.

Зар не является явлением экзорцизма, как считают некоторые. Здесь происходит обратное: привлечение и умилостивление духа. Пациентке рекомендуется быть "постоятельно внимательной к ее духу, исполнять ту работу, которой он требует, избегать контакта с грязью, и удерживаться от негативных эмоций". Если эти рекомендации не выполняются, может наступить рецидив болезни. То, что эти рекомендации представляют собой ценность как для пациентов зара, так и для современной женщины, говорит о чрезвычайной практичности этого ритуала.

Часть 3. Что может дать нам Зар…

Ритуал Зар является своего рода катарсисом, и для женщин своей культуры он несет те же функции, что и психотерапия для западных женщин. Несколько аспектов являются залогом терапевтического аспекта Зар:

• Пациента помещают в центр внимания, он служит предметов заботы всех своих друзей и родственников. Его ощущения и состояния признаются очень важными. Клэр Шмэ (Claire Schmais), специалист по танцевальной терапии, объясняет: "здесь играет свою роль фактор общины. Члены сообщества не отправляются за ее пределы для излечения, наоборот, для его излечения создается община, которая принимает больного в свои объятия для его исцеления".
• Использования ритуалов для создания соответствующей обстановки. Ритуал имеет своих действующих лиц с определенными задачами и ролями: ведущий, барабанщики, пациент и гости. Этот ритуал подразумевает алтарь, аромат благовоний, а также костюмы. Поются песнопения и звучат барабанные ритмы, погружающие в транс. Зар дает работу всем органам чувств посредством зрелищ, музыки и ароматов.
• Ритуальное вкушение пищи, создающее ощущение общности участников, использовалось во все времена во всех культурах. Таким образом, важно воспринимать этот ритуал в его полном контексте.

Главные элементы ритуала Зар могут быть использованы женщинами нашей культуры для того, чтобы придать более глубокое значение своему танцевальному опыту, в любом избранном ими ритуальном контексте. Это может носить как религиозный, так и общественный характер.

• Совместные движения создают близость между участниками группы. Это в равной мере относится как профессиональным танцовщикам, так и к любителям. Также справедливо, что человек, помещенный в центр внимания группы, испытывает облегчение - так проявляется терапевтический эффект внимания. Собираться вместе в момент кризиса в чьей-то жизни, будь то для приветствия чего-то нового, входящего в жизнь, или, наоборот, для прощания с чем-либо, - это очень естественное человеческое стремление.
• Сам "ритуал" может быть очень прост - это может быть возжжение благовоний, украшения комнаты цветами, зажигание свечей. Любой, кому доводилось выступать перед публикой, знает о том, как важно "создать обстановку". Мы все знаем о том, как важны костюмы в качестве неотъемлемого элемента танца. Даже просто повязав платок вокруг бедер во время проведения урока, можно значительно повлиять на восприятие не танцующих слушателей. Как танцоры, мы также знаем, насколько сильно может быть влияние правильно подобранного барабанного ритма. Роль "ведущего", или лидера, также очень важна, поскольку позволяет вести группу в нужном направлении, и снимает с участников беспокойство о том, что же делать дальше. Звук барабанов также привлекает внимание участников к ритуальному значению происходящего, и позволяет гармонизировать свое настроение и движения согласно заданному духу.
• Совместное принятие пищи является знакомым способом окончания ритуала, который сближает людей, и дает им почувствовать заботу о себе.

Практические советы

Если говорить о "хореографии" ритуала Зар, то она включает в себя потряхивание головой из стороны в сторону, и раскачивание корпуса. Необходимо помнить о том, что эти движения могут быть опасны, особенно для людей, испытывающих проблемы с шеей или плечами. Преподавательница Шакира из штата Огайо, использует технику Александера, для того, чтобы научить участников правильному использованию этих движений. Она объясняет: "Самое важное - это полностью расслабиться во время исполнения движений, и не пытаться контролировать их. Чтобы предотвратить повреждения шеи, необходимо дать голове двигаться под действием собственного веса, чего можно достичь только полным расслаблением. Если вы напряжены и боитесь свободы движения, то весьма вероятно, что вы можете что-то себе повредить. Если вы делаете эти движения, то потом у вас может побаливать шея, но это мышечная боль, возникающая от адаптации мышц к новым для себя движениям."

Некоторые примеры ритма зар можно найти на следующих альбомах:

• Прекрасное объяснение ритма зар дано в "Знакомство с египетскими ритмами" Хоссама Рамзи (Hossam Ramzy), и много подобных ритмов можно найти в альбомах его различных выступлений.
• Прекрасный ритм зар на 5 минут исполняется в старом альбоме Sultans, второй выпуск.
• Лучший альбом, который мне удалось найти, это Inner Dances, составленный Стивеном Флином (Stephen Flynn). Здесь дается 20-минутный разогрев в стиле new age, затем 13 минут трансовых барабанов, и 5-минутный финал в стиле зар.

Нельзя также не упомянуть о разделе "Modern Mystics" с альбома Firedance, который исполняют Brian Keane и Omar F. Tekbilek (являющийся участником группы Sultans). Другим моим любимым альбомом является Black Beats, выпущенный группой, состоящей из иудеев марокканского происхождения Natural Gathering.

И какими бы не были ваши музыкальные предпочтения, я надеюсь, что все смогут найти в танце возможность для духовного роста и самореализации!



Транскрипции и переводы арабских песен
Популярный арабско-русский словарь
Статьи сети
Обзоры кассет с шоу-программой
Обзоры учебных видеокассет






Последние сообщения








Размещение рекламы
© www.bellydance.ru. перепечатка только с разрешения администраторов
Есть вопросы? Пишите!   


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100