Табота в московском ресторане

...с точки зрения работодателя

Ориенталь №0

Вы учитесь восточным танцам, и однажды вам в голову приходит мысль о работе в ресторане. Вы приходите в один из них посмотреть танцевальную программу. Попивая чай, вы оцениваете девушек взглядом и понимаете, что смотрелись бы не хуже, а то и лучше, чем они.

Почему бы не поработать? Весело, красиво, прибыльно, при желании можно совмещать с учебой или дневной работой. Как начать? Чего ожидать от ресторанной работы?

На самые популярные вопросы по теме отвечает Лиана, танцовщица и администратор танцовщиц сети "Столичные рестораны", куда входят рестораны "Ходжа Насреддин в Хиве", "Ходжа Насреддин в Бухаре", "Учкудук" и другие.

С чего начать поиск работы?

- Элементарно - с телефонного справочника. Выбираете по названиям рестораны с восточной тематикой и методично обзваниваете, спрашиваете, нужны ли танцовщицы. Другой вариант - искать через друзей в танцевальном мире. Знакомые танцовщицы, преподаватель в вашей школе могут подсказать варианты работы. Можно просто подъехать с костюмами в выбранный ресторан и попросить арт-менеджера или администратора танцовщиц просмотреть вас. Я сама так нашла работу в 1998 году, когда мы с девчонками приехали в ресторан "Дюна". Мы сказали, что мы танцовщицы, и нас тут же пригласили переодеться и поработать на банкете, который был в тот вечер. Мы прошли проверку боем, и нас взяли на работу.

- Как проходит просмотр?

Лиана

- Я буду рассказывать о том, как это делается у нас. Если я вижу, что девушка подойдет по внешним данным, я назначаю ей просмотр на один из дней, когда клиентов немного - воскресенье или понедельник. Так лучше не только для ресторана, но и для самой танцовщицы - она будет меньше волноваться. Никаких закулисных просмотров только для арт-менеджера и администратора мы не устраиваем - девушка сразу работает на публике, а мы наблюдаем. Мы оцениваем общее впечатление, в которое входят внешние данные, костюмы, умение слышать музыку, умение импровизировать в танце. Танцевальная техника и умение общаться с публикой - важные критерии, но мы их оцениваем более мягко. Ведь молодые девушки приходят после танцевальных школ, им нужно время, чтобы освоиться и растанцеваться. Можно владеть техникой, но показать немного - просто из-за волнения. Работа в этот вечер девушке не оплачивается.

- Когда бывает набор?

- Набор танцовщиц происходит постоянно. Арт-менеджер строго следит за тем, чтобы уровень танцевальной программы в ресторане был высоким, и безжалостно увольняет или переводит на непопулярные дни тех девушек, которые расслабляются, начинают опаздывать, хуже работать, перестают следить за внешностью и фигурой. Кто-то оставляет работу по личным причинам - у нас был сезон, когда танцовщицы увольнялись по беременности просто одна за другой! Была даже шуточная примета, что кто поступит на работу в "Ходжу", обязательно забеременеет. Мы не только принимаем тех, кто приходит к нам в поисках работы, но и постоянно сами выглядываем танцовщиц хорошего уровня в других ресторанах и приглашаем к себе.

- Кому отказывают в работе и почему?

- Решение о приеме на работу принимает не один человек. У нас это арт-менеджер, директорат и я, администратор танцовщиц. Я оцениваю танцевальную сторону, личные качества; арт-менеджер - общий стиль, соответствие заведению. Бывает, я отказываю девушке еще до просмотра в танце, если вижу, что по внешним данным она не понравится арт-менеджеру. Иногда решаем не брать на работу, если технически девушка совсем слабенькая или костюмы у нее бедные. Уровень аудитории очень вырос в последние годы, зрители стали хорошо разбираться в восточном танце и костюме.

Очень важно, чтобы начинающая девушка не ставила крест на танцевальной карьере, если ей отказали в каком-то одном ресторане! Иногда даже высококлассным танцовщицам отказывают в работе, по самым разным причинам! Мы стараемся отказывать мягко, например, говорим, что сейчас нам танцовщицы не нужны, но мы можем дать координаты других ресторанов, куда можно попробовать устроиться.

- Какие нужны внешние данные?

- Каждый ресторан предъявляет свои требования. Я знаю, что в арабских ресторанах Москвы, например, всегда предпочитали блондинок, поскольку для восточной публики это экзотика. "Восточные" рестораны с русским менеджментом и посетителями, наоборот, выбирали девушек восточного типа - это больше соответствует представлениям русских о том, какая должна быть танцовщица. Можно сказать, что сейчас эти моды на внешность уже не так проявлены. В нашей сети главным качеством внешности является ухоженность, лоск. Администрация может отказать в работе прекрасной танцовщице, если у нее волосы в плохом состоянии или неровная кожа - девушки работают близко к публике, и недостатки внешности скрыть очень трудно. Мы также предпочитаем стройных, пропорционально сложенных танцовщиц. 48й размер - это максимум. Возраст не является препятствием для работы - выглядеть хорошо или плохо можно в любом возрасте.

- Каковы требования к костюмам?

- Для работы в ресторане нужно минимум два костюма для восточного танца. Они должны смотреться дорогими и новыми. Народные костюмы - платья для саиди или халиджи, например, - в наших ресторанах не пригодятся, поскольку в программу не включаются народные танцы.

- Что нужно уметь?

- Главное для работы в ресторане - уметь импровизировать. Мы каждый вечер ставим разную музыку, в основном восточную попсу, и девушки импровизируют под нее. Поэтому если на просмотр приходит девушка и говорит, что будет танцевать только под тот диск, который она принесла, я начинаю задумываться о том, подходит ли ей эта работа. Не стоит готовить к просмотру постановку. В большинстве ресторанов вообще нет сцены, и демонстрировать постановочный танец там просто негде. Теснота в ресторанах не дает показать и работу с шарфом, и номера с тростью, и народные танцы вообще. Можно было бы больше танцевать с сагатами, но ими почти никто не владеет. Отсутствие сцены и особенности публики исключают классику. Все эти умения, к сожалению, остаются для арабских ресторанов, где есть сцена.

- Как проходит рабочий вечер?

- Все зависит от места. В ресторанах нашей сети, например, принято делать девять танцевальных выходов за вечер. В обычные вечера работают три девушки, в коммерческие (пятница, суббота) - четыре. Каждый раз выходят все девушки, одна остается на сцене, а две или три танцуют в зале, между столиками. Все это импровизация под популярную восточную музыку. В арабских ресторанах вечер обычно делится на обязательную программу и танцы по заказам клиентов. Обязательная программа обычно длится недолго, пару часов. В нее входит два массовых танца, когда все девушки появляются на сцене, и сольный номер от каждой танцовщицы - это, как правило, постановки. Затем клиенты могут заказать танец девушки, которая особенно понравилась, за отдельную плату. Поскольку клиенты разбираются в танцах, они могут заказывать и классику, и барабаны, и народные танцы: саиди, халиджи, дабку. Среди зрителей есть настоящие любители народных танцев, которые их постоянно заказывают, а в дабке даже выходят поучаствовать.

Иногда девушек приглашают танцевать в казино. Как правило, там требуется два танца - один постановочный на сцене, второй - импровизация в зале.

- Что такое работа на банкете?

- Иногда танцовщиц приглашают развлекать публику на праздник - день рождения, свадьбу, корпоративную вечеринку. Условия работы и количество танцев оговариваются в каждом отдельном случае. Заказ можно получить через ресторан, в котором работаешь, через знакомых артистов, которые тебя порекомендуют кому-то, через агентства. Бывает, что сами гости ресторана заметят вас и выберут для своей вечеринки. На банкете можно показать больше мастерства, чем в ресторане: постановочный танец, какую-нибудь веселую и легкую классику. Главная задача, конечно, повеселить публику. Однако русская публика очень зажата, закомплексована, поэтому веселье гостей зависит больше от количества выпитого алкоголя, чем от танцев, даже самых классных.

- Сколько зарабатывают танцовщицы?

- Работа на банкете в Москве стоит от $50, более-менее стандартная ставка - $100, бывают заказы и по $200-300 и больше, это как повезет или как договоришься. Работа в казино также в среднем $100. Существует три вида дохода: гарантия, чаевые и заказ. Гарантия - это обязательный минимум, который выплачивается, если девушка отрабатывает установленное время и количество танцев. Чаевые - это то, что она непосредственно получает от клиентов. Заказ - это сумма, которую платит клиент ресторана, если хочет увидеть танец какой-то девушки в дополнение к основной программе, что практикуется в арабских ресторанах. Сумма гарантии и доля чаевых и заказа, которая достается танцовщице, зависят от ресторана и режима работы. Гарантия варьируется от 200-300 рублей в арабских ресторанах, до $50 в ресторанах хорошего уровня, где танцы бывают редко. В наших ресторанах гарантия составляет 600 рублей, и весь "чай" остается девочкам. В некоторых арабских ресторанах существует система отрабатываемой гарантии. Это значит, что ресторан выплачивает гарантию из денег, заработанных девушкой через заказы и чаевые. Потом делит остаток пополам и забирает половину себе. То есть, если ваша гарантия составляет 500 рублей, а вы заработали 1000 рублей чаевых и заказов, в итоге вы получаете всего 750 рублей. Я считаю, что это рабские условия труда, неуважение заведения к танцовщице и к самому себе. В среднем за вечер в российском ресторане девушка зарабатывает $50 включая гарантию, в арабском - от 2000 р, но это за всю ночь, и работа идет практически нон-стоп. Самые большие заработки бывают под праздники, в такие вечера можно получить более $500 чаевых.

- Есть ли в каждом ресторане правила относительно чаевых: можно или нельзя брать, как именно можно брать?

- Чаевые - это живой заработок каждой девушки, поэтому я не могу ограничивать их в этом. Каждая принимает это решение для себя. Кто-то берет только в руку, кто-то позволяет положить за лямку лифа, кто-то только за пояс. Ресторан не вмешивается в эти дела. Если отказываться брать деньги у клиентов в арабских ресторанах, у танцовщицы могут быть проблемы с администрацией: ведь она лишает ресторан части заработка. Однако вкус к деньгам возникает очень быстро, и я не слышала, чтобы кто-то из танцовщиц сильно сопротивлялся чаевым.

- Можно ли совмещать обычную дневную работу и вечернюю - в ресторане?

- Половина танцовщиц в нашей сети совмещают дневную и вечернюю работу. Танцуют в ресторане больше для души, чем ради денег. У нас щадящее расписание: с 20.00 до 23.30 в пятницу и субботу и с 20.00 до 23.00 в остальные дни. Невозможно, наверное, работать днем и еще танцевать в арабских ресторанах, где работают с 20.00 до 4.00.

- Оформляется ли при поступлении на работу в ресторан трудовой договор, можно ли "положить" в ресторане трудовую книжку?

- За семь лет работы в московских ресторанах я ни разу не слышала, чтобы кто-либо из танцовщиц оформлял официальные отношения с заведением. Конечно, никакие налоги с этой деятельности не платятся, все это делается "вчерную". Ни одна девушка, поступая на работу к нам, даже не спрашивала меня об этом. Нет, это никому не приходит в голову.



Транскрипции и переводы арабских песен
Популярный арабско-русский словарь
Статьи сети
Обзоры кассет с шоу-программой
Обзоры учебных видеокассет






Последние сообщения








Размещение рекламы
© www.bellydance.ru. перепечатка только с разрешения администраторов
Есть вопросы? Пишите!   


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100