Конкурс Bellydance. Руководство к действию

Что нужно знать, собираясь участвовать в конкурсе

Мария Крижановская (с ма-ааленькими комментариями Zulfi :) )

Чувствую я, что в этом году на конкурсе Bellydance-2002 уважаемым судьям придется попотеть как никогда раньше. Наконец-то танцующий восточный люд раскачался и решил сойтись в нешуточной борьбе. По слухам, которые доходят до меня, на конкурсной сцене будет много совсем "свежих" персонажей, от танцовщиц без опыта выступлений до работающих девчонок, которые раньше презирали саму идею конкурса. Вот они-то и зададут работы комиссии. Не только своим количеством, но и новым, неожиданным качеством. Ведь раньше финал можно было приблизительно спрогнозировать; теперь же, я надеюсь, все знакомые по финалам лица переместятся в почетный класс профессионалов, а в любителях будет, как говорится, "вечер сюрпризов".

Люди начинают готовиться, и я получаю много вопросов о том, как это все бывает и вообще и в частности. Я постараюсь ответить на большинство вопросов в этом материале. Если какие-нибудь темы окажутся неохваченными, пожалуйста, пишите на адрес mariamaria@inbox.ru и мы с Зульфией разместим на сайте еще несколько ответов. Свои возражения, советы и наблюдения тоже присылайте мне.

Эти заметки в основном для тех, кто будет участвовать в конкурсе впервые и не имеет большого опыта выступлений на сцене. Они носят характер общих рекомендаций и наблюдений относительно конкурсов, проводимых федерацией в нашей стране. Условия и организация конкурса могут немного меняться, но суть остается та же.

Как узнать информацию

Нужно постоянно следить за новостями на сайтах www.bellydance.ru, www.modern-dance.ru. Как только появляются телефоны и е-мейлы жертв, которые будут заниматься регистрацией и вопросами конкурса, начинайте мучить их по этим координатам. Лучше делать так, чем спрашивать по знакомым и через третьи руки.

Положение о конкурсе, с правилами, требованиями и условиями, также обычно вывешивается на этих сайтах. Если что-то неясно, перезвоните или напишите организаторам.

Невредно за несколько дней до конкурса снова уточнить информацию о времени, месте и условиях проведения конкурса, потому что что-то может неожиданно поменяться. Такое уже было на конкурсе в С-Петербурге.

Как зарегистрироваться и попасть на конкурс

Вы можете подать заявку об участии заранее по телефонам или почтовому адресу организаторов или зарегистрироваться на месте, в зависимости от условий конкурса. Желательно делать это заранее. Спросите в вашей школе, не собираются ли от вас выступать сразу несколько участников - возможно, тогда регистрацией займется преподаватель или администрация школы.

Участие в конкурсе платное, цена разная для членов и не членов ОРТО, (о точной цене можно узнать из положения о каждом конкретном конкурсе - Z.). По желанию, вы можете стать членом ОРТО там же, на месте - для этого нужно иметь документы, фотографию и денежки.

Если вы выступаете под псевдонимом, все равно имейте с собой свои реальные документы. Никто не будет зачитывать ваши паспортные данные со сцены. Просто это необходимо.

Приезжайте заранее, чтобы спокойно зарегистрироваться, все разузнать и приготовиться к выступлению.

Как все примерно происходит

В общих чертах:

Вы приходите, регистрируетесь или подтверждаете свою регистрацию, платите за участие в конкурсе, сдаете свою членскую книжку ОРТО, если есть.

Узнаете, где раздевалка, кому задавать организационные вопросы (порядок участия итд), или где будет вывешиваться информация. В С-Петербурге в последний раз организаторы сами бегали за участницами, чтобы все им вовремя рассказывать. В Москве в мае нам приходилось клянчить информацию у всех встречных и поперечных, что было очень некстати.

Вы получаете порядковый номер в результате жеребьевки, в порядке регистрации или по прихоти организаторов (бывало всякое, не знаю, как будет в этот раз).

Вы участвуете в первом отборочном туре. Затем объявляют тех, кто вышел во второй.

Вы участвуете во втором отборочном туре. Объявляют тех, кто прошел в финал.

Вы приходите на финал и участвуете в финале. Затем объявляют оценки, затем места. Или сразу места.

Если вы отсеялись после первого или второго отборочного тура, вам предоставляют возможность присутствовать дальше в роли зрителя в зале.

(О том, как проходил конкурс в Санкт-Петербурге, вы можете прочитать в соответствующей статье)

Психологический настрой

Конкурс - это в любом случае весело, даже если вы поймете это через несколько дней после того, как все закончится. Где еще есть шанс пообщаться с людьми, увлеченными тем же, что и вы, поглазеть на чужие костюмы и танцы, поболтать и послушать новости и сплетни, поволноваться, повозмущаться и поудивляться?

Но все-таки врут те, кто с блаженной улыбкой говорит, что в конкурсе главное - участие. Да, участие в конкурсе стоит десяти тренировок. Но не такое участие, когда вы просто пришли перед публикой повертеться и вам безразличен результат. Дорогого стоит такое участие, когда вы реально оценили свои возможности, подготовились, вышли на конкурс, сделали больше, чем можете и заняли соответствующее место.

Только учитывайте, что место это будет зависеть не только от вашего уровня, но и от уровня соперников, уровня мероприятия. То, что для вас является подвигом, может не быть оценено на конкурсе. Допустим, вам 62 года, вы приехали из Владивостока на поезде на последние деньги и готовились к конкурсу с апреля 1998. Или, наоборот, вам 16 лет и в городе Мирный вам платят по 250 долларов за выход, потому что у вас красивые глаза. К сожалению, все эти героические обстоятельства не касаются судей. И не надо хватать их за грудки в коридорах и вытрясать из них баллы и объяснения. Задача судьи - оценить ваше танцевальное мастерство в сравнении с другими участницами. Конкурс есть конкурс. Будьте готовы к этому.

Я только надеюсь, что будут введены какие-нибудь призы зрительских или спонсорских симпатий (основа была заложена в С-П), чтобы не так много людей расстраивались. Все-таки конкурс это и праздник тоже.

Музыка

На CD или MD. Если вы пользуетесь только кассетами, найдите возможность переписать музыку на нормальный носитель, чтобы потом звукооператор не поставил вам обратную сторону записи, и музыка не позорила вас треском или невнятностью. Нарезать музыку стоит после ознакомления с условиями конкурса о длительности выступления. (Обычно для отборочного тура это что-то около 3,5 минут. Можно ориентироваться на эту цифру, чтобы подготовиться к конкурсу заранее. Для финала бывает по-разному - от 5 до 7 минут. Иногда даже больше. Если музыка будет короче, ничего страшного. Главное, чтобы вы уложились в нее со всеми своими достоинствами. - Z.)

Нужно иметь музыку для отборочного тура и для финала. Желательно написать все на диске и на обложке: свою фамилию, номера композиций для разных туров. Все равно ответственный за музыку надпишет диск еще раз, но все-таки лучше перестраховаться, чем станцевать под чужой трек. Еще для перестраховки - можно сделать копию конкурсного диска. Заодно вы сможете взять плеер и с копией повторить танец, даже когда музыка уже будет отдана звукооператору. Возьмите с собой также несколько дисков любимой и знакомой музыки - мало ли что.

Со звукооператором договоритесь о том, когда он включает музыку, в зависимости от вашего танца. Сразу после объявления о вас, или когда вы выйдете на середину сцены? С середины называется - выход с точки.

Еще раз. Если вы не хотите, чтобы ваше выступление было испорчено, не надейтесь ни на кого, кроме себя. Не думайте, что если вы попросите звукооператора "поставить 8й трэк, оборвать его на 1.26 и тут же включить песенку номер 1 до барабанов", он вам сделает именно это. 90% гарантии, что он что-нибудь напутает. Нарежьте музыку САМИ, если нужно, то В РАЗНЫХ ВАРИАНТАХ. Сократите ее настолько, насколько сказано в правилах. Тупо было бы получить дисквалификацию за то, что вы думали, что звукооператор сообразит закончить ваш трэк вовремя.

Свет

Не знаю, как на отборочном туре, но на финале у вас наверняка будет возможность воспользоваться услугами светооператора. Продумайте, как можно будет подчеркнуть ваш танец, образ, костюм, средствами света.

(Будьте готовы к тому, что иногда включают "пушку" - яркий луч света в темном зале, в котором вас "ведут". Со стороны очень красиво. Вам же будет казаться, что вы танцуете в полном одиночестве, потому что кроме пятна прожектора вы не увидите ничего, ни одного лица зрителей, только темноту вокруг вас. Это чревато потерей настроя на полную отдачу. Не поддавайтесь, помните, что на Вас смотрят и зрители и жюри, танцуйте для них, даже если вы их не видите. И не забывайте, что на сцене значительно больше пространства, чем в круге света, в котором вы находитесь. Не бойтесь из него выйти. - Z.)

Костюм

Говорят, что конкурсный костюм должен быть ближе к классическому, самому распространенному варианту. Это мнение. Я сама терпеть не могу отштампованные костюмы. Но что точно играет роль, так это то, как смотрится костюм на вас. Были случаи, когда замечательная танцовщица оставалась за бортом только из-за того, что костюм ее уродовал! Если есть из чего выбирать, повыбирайте, посоветуйтесь, что-то переделайте или доделайте в наряде. Он должен соответствовать не только вам, но и образу, который вы создаете в танце: лирический, торжественный, иронический, роковой… Или ваш образ плоский и серый?

(Вообще говоря, существует некая мода на сценические костюмы для танца живота. Задается она в столице танца - Каире. Например, сейчас малоактуальны те самые "стандартные" костюмы, включающие пояс с бахромой, часто в контраст с юбкой. А совсем наоборот, лиф и юбка одного тона, верх юбки облегающий, на нем легкая блестящая вышивка и может быть несколько пучков бисера, а может, и вовсе без бисера. Но в таком костюме нужно уметь танцевать. - Z.)

Будьте осторожны с панталонами и юбками из прозрачного шифона. То, что нормально смотрится в обычном электрическом освещении, в сценическом свете может так измениться, что судьи будут вынуждены подробно изучать ваши обнаженные филейные части и отвлекутся от танца. Если костюм с высокими вырезами или "летучий", подбирайте белье телесного цвета или в тон костюму. Черные "танги" впрочем, тоже будут выглядеть естественно… Ммда.

Все, что может расстегнуться - расстегивается. Такое бывало и на финале. Закрепите все крепления дополнительно сильными булавками, липучками - чем угодно! Булавки положите в косметичку или прикрепите к костюму, чтобы не рыться в сумках.

Если костюму нужен антистатик - возьмите антистатик.

О том, что проверить комплектацию костюма (все ли на месте, взяты ли украшения и прочее, прочее), а также о том, чтобы отгладить или отвисеть костюм и шарф, я даже говорить не буду.

Желательно иметь не один костюм, а два (на отбор и финал), а то и три, если отборочных туров будет два, или если вы захотите получать награду в чем-то более торжественном. Впрочем, если у вас будет только один костюм - это не трагедия.

Танцевать в туфлях или босиком - выбираете вы. Это не регламентируется. Если каблуки серьезно исправляют ваши пропорции - лучше быть в них. Если они мешают вам двигаться - лучше танцевать босиком, на полупальцах или найти мягкие блестящие сандалии (типа "гермес", на ремешках, такое практикуется на западе). Если вы всегда танцуете босиком, имейте обувь на случай плохого покрытия сцены. (Ну я б еще сказала, что если у вас выбор между чешками и балетками, то лучше балетки. В чешках ступня выглядит как-то забавно. - Z.)

Макияж

Макияж - отдельная тема для разговора. Основная тенденция сегодня - не рисовать "восточную красавицу" на своем лице, а подчеркнуть свою красоту так, чтобы издалека можно было различить игру эмоций. В то же время вблизи макияж не должен быть пугающим: дотошные фотографы любят исподтишка снять крупный план.

Основу макияжа (тон, стрелки жидкой подводкой, контур губ итд) стоит наложить в спокойной домашней обстановке (пока ручки не дрожат :) ). Окончательную красоту наводите в гримерной конкурса, еще раз проверяете, поправляете и в последнюю очередь наносите помаду.

Излишне говорить, что вся косметика должна быть своя! Просить у подружек и незнакомых в гримерке тени, блестки, вату, молочко для снятия макияжа - совсем некстати.

Не накладывайте слишком жирно помаду и блеск для губ: "работающие" волосы могут размазать ее по лицу.

Даже если кожа хорошая, на лицо и шею стоит наложить тон: возможная жара и волнение могут вызвать блеск и клубничные румянцы где надо и где не надо. Тон лучше накладывать, раздевшись по пояс, чтобы на выступлении лицо не отличалось по цвету от тела.

Есть танцовщицы, которые любят обсыпаться и обмазываться блестками: тело, волосы. Я тоже люблю иногда. Блестки купите в цвет костюму (то есть золотые или серебряные). Лучше использовать спрей, а не гель с шариком: от геля, по-моему, только слизкий след блестит, а блесток там три штуки на литр. (Многие закрепляют сухие блестки обычным лаком для волос. - Z.)

Прическа

Варианты: свои волосы, шиньон, парик. Свои - вымыть и уложить (некоторые этим пренебрегают, честное слово!) Шиньон или парик тщательно подобрать к себе и к костюму и отрепетировать в нем и в костюме то, что собираетесь делать на конкурсе. Вот будет глупо потерять прическу на сцене, хлестнуть себе длинным хвостом в глаз на повороте или зацепиться волосами за пояс!

Стандартные привязные шиньоны-хвосты, а также крупные синтетические кудрищи, как мне кажется, отходят в прошлое. Слава богу. Парики как-то не особенно популярны. Классно смотрятся шиньоны на клипсах, неотличимые от своих волос. А вообще, если получается, надо свои волосы холить и лелеять.

Часто оказывается, что просто распустить свои длинные волосы недостаточно. Они могут оказаться посеченными, неухоженными, неинтересными по цвету, рассыпающимися. Попросите кого-нибудь покритиковать вас, а потом помочь уложить-заколоть волосы.

В гримерной

Имейте на всякий случай свое зеркало для макияжа. Не во всех помещениях есть гримерки, способные разместить несколько десятков танцовщиц.

В гримерке кроме вас, будет еще много незнакомых людей. Ведите себя вежливо и спокойно. Посмотрите, сколько места вы имеете право занять. Поздоровайтесь со всеми, когда заходите, но не старайтесь много общаться, завоевывать симпатии или оказывать услуги. Все заняты и сосредоточены. Если начали с кем-то общаться, не заставляйте всех вокруг слушать ваш разговор. Даже если нервничаете, не разговаривайте на повышенных тонах: все переживают, может разгореться скандал и испортить всем настроение. Если кому-то нужна несложная помощь (булавка, лак итд), окажите ее, но не бегайте на побегушках себе в ущерб - спокойно объясните, что не можете помочь.

Привести помощницу, которая пособит вам с костюмом, гримом или настроением можно. Только предупредите, пожалуйста, чтобы человек вел себя тихо и незаметно, с учетом того, что вокруг готовятся к конкурсу и переживают еще несколько участниц.

Уже не первый раз конкурсный праздник омрачается тем, что из раздевалок пропадают ценные вещи. Не надейтесь на запирающуюся раздевалку и не искушайте никого - сдавайте сумки с важными вещами в надежные руки, оставьте себе только самое нужное для выступления.

Захватите с собой накидку потеплее, а если нужно, то и перчатки, и носки. Замерзшее за кулисами тело не покажет всей амплитуды, на которую оно способно.

Имейте удобную нетанцевальную обувь (тапки, мягкие туфли).

Заранее расстегните джинсы, брюки, спустите колготки и одежду с живота, чтобы не было розовых полос и пятен на самом "рабочем инструменте" - животе.

Имейте с собой иголку и нитки в цвет костюма на всякий случай.

Имейте с собой воду, немного еды, салфетки.

В процессе конкурса

Перед конкурсом по возможности отдохните, не занимайтесь посторонними делами, посвятите эти дни событию. Не общайтесь по возможности с неприятными людьми.

Держите организаторов в поле зрения. Задайте все возможные и невозможные вопросы.

Сходите посмотреть-пощупать сцену. Пройдитесь по ней, прикиньте ее размер и схему ваших перемещений по ней. Попробуйте на ней пару поворотов, проходок в той обуви, в которой будете выступать. Покрытие может оказаться слишком скользким для туфель, или, наоборот, занозистым для босых ног. Возможно, придется пересмотреть некоторые планы.

Заранее договоритесь с теми, кто будет вас снимать на видео и фотографировать

Разработайте для себя несколько вариантов поклона, приветствия. Они могут очень пригодиться. Потренируйтесь кланяться, выходя вперед и возвращаясь, или проходя из конца в конец помещения (сцены).

Не выпивайте перед танцем, чтобы "разойтись". Лучше после, чтобы расслабиться. Алкоголь и адреналин вместе - плохая смесь. (А особенно, если в вашем танце по замыслу Вы должны покружиться на одном месте - если "хлопнете" - то на точке Вам точно не устоять - Z.)

Ведущий

Ведущие бывают разные. Поэтому, если у вас есть "заковыки" (как то: сложная фамилия, название группы или танца, которые можно переврать, или пауза в музыке посреди танца, где ведущий может выскочить на сцену и начать вопить что-нибудь свое) - не поленитесь, подойдите к ведущему заранее, пусть он при вас сделает пометки в своих списках.

Танец

Вмешиваться в святая святых не буду. Только общие замечания:

Выбор музыки (попса, классика, барабаны) НЕ ВЛИЯЕТ на оценки жюри. Выберите ту музыку, которая позволит вам показать себя с самой лучшей стороны. Конкурс - не место для экспериментов или отработки нового. Здесь нужно показать то лучшее, что вы уже умеете. Если хорошо владеете аксессуарами - покажите это. Постарайтесь только не "вляпаться" и не выбрать, например, народную музыку, чтобы станцевать под нее классический беллиданс - за это могут существенно снизить оценки. Совсем далекая от арабской музыка не приветствуется (электронные ремиксы итд)

Поставленный танец или импровизация?

Импровизация хороша тем, что никто вас ни сейчас, ни впоследствии не засудит за исполнение старой композиции. Теперь это будет иметь значение, потому что есть участницы, которые из раза в раз исполняют на конкурсах одно и то же. И если ваш танец "своруют", вам будет не обидно, а только немножко смешно. Импровизация должна быть хорошо продумана по "сценарию": выход, акценты, на каких движениях примерно вы протанцуете разные фрагменты музыки, как вы будете перемещаться по сцене, как закончите. С другой стороны, импровизация сильно зависит от вашего психологического состояния на момент выхода на сцену. Вы можете "разгуляться" и показать себя лучше обычного, а можете, наоборот, стушеваться и потом рвать на себе волосы за то, что не было того или другого.

Поставленный вами или преподавателем танец "не подведет". Даже если вы будете падать в обморок, выученные движения останутся на сцене. Все, что вы планировали, вы покажете. С другой стороны, надо быть готовой выпутаться из ситуации, если кусок танца выпал из памяти, или вы что-то напутали. Обычно, впрочем, это удается гладко. Другое свойство постановки - нужно настроить себя танцевать ее свежо, с радостью первого в жизни исполнения, чтобы не превратиться в механическую куколку с программкой.

Выход и уход

Возможно, у вас есть опыт танца в небольших помещениях, или без сцены - ресторан, домашняя обстановка итд. Сценический выход требует не только артистической подачи себя, но и физического преодоления перед танцем пространства большего, чем обычно. Вы продумали, как будете входить на сцену и уходить с нее?

Сохраняйте осанку и образ. Разработайте, если нужно, приветствие и прощание. Продумайте, возможно, особый изящный шаг, который вы можете использовать для выхода и ухода. Вообще научитесь ходить элегантно и со значением, "в образе", чтобы в процессе всевозможных отборочных туров и объявлений оценок, когда нужно бесконечно ходить на сцену и обратно, не смазывать впечатление от своего танца бытовой походкой унылой домохозяйки или школьной учительницы.



Транскрипции и переводы арабских песен
Популярный арабско-русский словарь
Статьи сети
Обзоры кассет с шоу-программой
Обзоры учебных видеокассет






Последние сообщения








Размещение рекламы
© www.bellydance.ru. перепечатка только с разрешения администраторов
Есть вопросы? Пишите!   


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100