Феминизм и танец живота

Пратт Канвар,
Ориенталь №0

Беллиданс стал одним из способов "вырваться из идиотизма обывательской жизни" для современных российских девушек и женщин разных социальных слоев. Мир танца живота характеризуется очень высокой конкуренцией. Постижение искусства танца требует отменного здоровья и упорных занятий. Ленивые, слабые, бесхарактерные люди не могут добиться успеха в беллидансе. Карьеры тех, кто прошёл весь этот путь и вошел в элиту восточного танца России, служат образцами трудолюбия и верности избранному пути. Но Пратт Канвар предлагает проанализировать, способствует ли в целом увлечение танцем живота в России развитию уважения женщин к самим себе, стремления улучшить условия своего труда и быта. Просим заметить, что его рассуждения публикуются в рубрике "Особое мнение" - а оно не всегда совпадает с мнением редакции.

Идея провести параллель между увлечением танцем живота и русским феминистическим движением лежит на поверхности. В конце 1980х гг, на заре демократизации, в нашей стране зародилось свободное от государственного патронажа женское феминистическое движение. Феминизм считает, что никакой путь в общественной жизни (экономике, политике, культуре) не может быть для женщины закрыт. В противоположность феминистам, сексисты считают, что удел женщины - оставаться представительницей слабого пола в семейном кругу, сохраняя стопроцентную материальную зависимость от главы семьи. Давайте посмотрим, какую жизненную стратегию для себя выбирают исполнительницы танца живота - такие, на первый взгляд, гордые и независимые.

Допустим, в городе N российской глубинки развалилось градообразующее предприятие. Рабочие оказались на улице; семьи живут за счёт подсобного хозяйства и челночной торговли. Повсюду пьянство, нищета, запустение. Девушка выросла в одной из таких семей, закончила школу. На повестке дня - вопрос о выборе жизненного пути. В родных пенатах оставаться совершенно невыносимо. Один путь - в столицу, где хватает своих претендентов на успех в жизни, и никто не ждёт провинциалку с распростёртыми объятиями. Кем она может устроиться в Первопрестольной - стоять у станка, переводить стрелки, выстукивать молотком вагонные буксы? Конечно, есть смысл попробовать себя в танцевальном деле.

Ролевой моделью bellydance у нас является эдакая дива из варьете, стилизованная по-восточному. Она гордо блещет со сцены стразами и царственными улыбками, но при этом всецело находится в зависимом положении; зазывно сотрясает бюстом и бёдрами, однако не в состоянии привлечь в зал представителей сильного пола. Её сверстницы в зале балдеют от этого зрелища, не замечая комизма ситуации.

Вот она идёт по городской улице, типичная российская барышня около 20 лет от роду - в шляпке, длиннополом пальто и на высоких каблучках. Что общего в перечисленных предметах гардероба? В таком облачении неудобно работать. Русские женщины почему-то выбирают для себя одежду, которая подчёркивает праздность, создавая настрой пренебрежения к труду. Помню, как в восточно-немецком университетском городке меня поразило однообразие женского весеннего гардероба: куртка из материи защитного цвета, синие джинсы, светло-коричневые ботинки на низком каблуке. Короткие стрижки, серьезные лица. С юных лет немецких девушек приучают брать на себя ответственность за то, что происходит вокруг них, а не быть пассивными наблюдательницами, тусовщицами и содержанками. Из-за такого положения вещей страна эта не только потребляет товары народного потребления, но и производит их. В России же сегодня "рабочие" профессии считаются непрестижными в женской среде. Если бы кто-то в наши дни провозгласил почин типа "Женщины - на трактор (или самолёт)!", он подвергся бы жестокому остракизму. А вот судьба содержанки "нового русского" вызывает зависть.

Оценивая реалии нынешнего дня, можно утверждать, что успехи феминистического движения в России равны нулю. В начале XXI в. российская женщина слабо участвует в общественной жизни. О себе как о фигуре самостоятельной она, как правило, не думает. И субкультура bellydance, хотя является мощным женским движением, в том виде, как она сложилась к середине 2000-х гг., не способствует становлению в нашем обществе девушки или женщины как фигуры сильной, самодеятельной, исполненной собственного достоинства, а, напротив, противодействует этому. У танцовщиц и преподавателей bellydance до сих пор не существует профессионального союза; в этой среде редко можно встретить женщину-менеджера, способную возглавить крупное мероприятие. Большинство преподавательниц не являются первыми лицами в своих школах и вынуждены работать по найму на унизительных условиях за 20-30 коп. с рубля выручки. Среди танцовщиц нередко можно встретить девушку, снимающую вонючий угол на птичьих правах: нет ни регистрации, ни медицинской страховки, ни трудовой книжки. При этом в субкультуре восточного танца существует понимание "собственного достоинства" - правда, довольно специфическое.

Например, характерная черта менталитета поклонниц танца живота - нетерпимость к тем женщинам, кого они считают "проститутками". На почве обвинений друг друга в "лёгком поведении" нередко вспыхивают ссоры. Тем не менее, среди исполнительниц вовсе не считается зазорным выступать в ресторанах и ночных клубах, где прокручиваются деньги сомнительного происхождения. Многим танцовщицам даже доставляет удовольствие, когда захмелевшие клиенты засовывают им в лиф и за пояс юбки эти самые деньги. Не отпугивает и криминогенная обстановка в таких заведениях. Случается, что жизнь девушки заканчивается там трагически.

Противоположный пол, как ни странно, эти дамы привлекать вообще не желают. Танцовщицам безразлично, интересует ли зрелище кого-то ещё, кроме них самих. На концертах и конкурсах в зале в основном те же, кто и на сцене - танцовщицы и преподаватели. Доля прекрасного пола среди зрителей на московских концертах и конкурсах bellydance доходит до 95%, а среди артистов мужчины-беллидансеры составляют единицы. Однако в техническом плане эта тусовка не является самодостаточной. На концертах и соревнованиях работает множество мужчин: свето-, звуко- и видеооператор, фотограф, рабочие сцены, амбалистые охранники. С точки зрения носительниц высокого искусства беллиданса всё это - парии, эдакое быдло, самой Природой предназначенное для обслуживания культурной аристократии. Мужчины мало интересуются восточным танцем, если не считать прожигателей жизни в ресторанах и ночных клубах. Миф о том, что тряски животом и грудью, удары бёдрами возбуждающе действуют на мужчин, не подтверждается практикой. Может, они ощущают проецируемые со сцены в зал высокомерие и чванство?

Умонастроения танцовщиц легко отслеживать через форум сайта www.bellydance.ru. Наблюдатели справедливо оценивают данный форум, как один из лучших в Рунете; однако по составу посетителей он с самого начала был и по сей день остаётся девичником, содержание которого фактически на все 100% посвящено женским вопросам. Наши многочисленные попытки сделать упомянутый форум привлекательным для мужчин не нашли поддержки среди посетительниц. Удручает то обстоятельство, что девушкам на www.bellydance.ru/forums и без парней уютно в своём мирке; фактически, это то место, где они собираются, чтобы отдохнуть от мужиков. Казалось бы, на форуме-девичнике должно найтись место для обсуждения женских однополых отношений. Но не тут то было; тема эта вызывает у форумлянок реакцию отторжения! В их понимании сравнить кого-то с лесбиянкой - означает унизить.

Нетерпимость к проституткам, лесбиянкам; нарочитое обособление от противоположного пола, нежелание иметь детей - всё это явственные проявления ханжества и эгоизма. Об эгоизме носителей описанной субкультуры свидетельствует и такой факт: 45% опрошенных на форуме-девичнике заявили, что не имеют и не собираются заводить потомства. Оно и понятно: обслуживание и воспитание детей - работа нечистая и неблагодарная. Увы, общество не может существовать в историческом плане хотя бы без простого воспроизводства популяции. Нужно помнить о том, что развлечения, в том числе и танец - лишь надстройка общественной жизни. Функционирование экономической и социальной систем государства невозможно без дисциплины и каждодневного упорного труда, к которому относится и воспитание потомства. Ханжеский, эгоистический феминизм танцовщиц беллиданса и феминизм подлинный, созидательный, альтруистический представляют собою "две большие разницы".



Транскрипции и переводы арабских песен
Популярный арабско-русский словарь
Статьи сети
Обзоры кассет с шоу-программой
Обзоры учебных видеокассет






Последние сообщения








Размещение рекламы
© www.bellydance.ru. перепечатка только с разрешения администраторов
Есть вопросы? Пишите!   


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100